Налоговая система
В Украине за период с 1992 по 1999 г. снизилась частица оплаты труда наемных работников в ВВП с 51,1 % в 1992 г. до 46,2 % в 1999 г., или на 4,9 процентных пункта, а частица валовой прибыли, смешанного дохода снизилась на 12,6 процентных пункта (см. табл. 2.2.1).
Изменения в структуре ВВП привели к уменьшению частиц подоходных налогов (из предприятий и населения вместе) в доходах Сведенного бюджета на 1,5 процентных пункта (см. табл. 2.2.2). Снижение имело место также из-за того, что часть доходов, которые составляют чистый смешанный доход, не подлежит налогообложению подоходным налогом (в частности, доходы от денежного капитала, контрабандного импорта и тому подобное). К тому же доходы именно этой категории наиболее сложны для контроля и могут быть в наибольшей степени скрыты от налогообложения. Через невідпрацьованість механизму взыскания налога из этих доходов значительная их часть находится вне системы налогового учета и не декларируется.
Одной из особенностей налоговой системы Украины есть высокая частица непрямых налогов (налогу на добавленную стоимость, акцизных собраний, пошлины) и государственных целевых фондов (Занятости, Инновационного и тому подобное), которые оказывают такое же влияние на экономические процессы, как и непрямые налоги. В 1998 г. частица непрямых налогов и государственных целевых фондов в общей сумме налоговых поступлений составляла 48,7%, а в отдельные годы (1992, 1994-1996) - превышала 50% (соответственно 52,0; 52,4; 51,1 и 52,7) (см. табл. 2.2.2).
Преимущество непрямым налогам и собраниям предоставляется из-за того, что они являются надежной и легко контролируемой доходной базой бюджета по сравнению с прямыми налогами, которые испытывают Циклические колебания. В отдельные периоды (в 1992 г. - когда был введен налог на добавленную стоимость с высокой ставкой (28 %), а также в 1996-1997 гг., когда были повышены ставки акцизного
собраний и ввозных пошлин на некоторые товары) эластичность доходов от непрямых налогов была выше эластичности доходов от прямых налогов (см. табл. 2.2.3). Однако товаропроизводителями непрямые налоги воспринимаются неоднозначно, так как они являются ценообразующим фактором. Да, при монопольном положении товаропроизводителя у него есть возможность полностью перевести непрямые налоги на конечных потребителей. В этом случае непрямые налоги выступают фактором роста внутренних цен, сужения внутреннего рынка, ограничения спроса (потребительского и производственного), приводят до того, что продукция отечественных товаропроизводителей становится неконкурентоспособной по цене не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. А это является главным препятствованием для реализации продукции, пагубно влияет на финансовый этап предприятий (особенно в машиностроительной, легкой, пищевой и других отраслях, которые производят конечную продукцию).
Назад |
Далее
Связанные страницы:
1
Динамика налоговой нагрузки на государственном уровне2
Бюджетная концепция налогов3
Структурная политика4
Стимулирующая функция налога5
Легкая промышленность6
Инвестиционные ресурсы7
Третий этап
Warning: Trying to access array offset on null in
/home/admin/web/phinance.ru/public_html/function.db.php on line
36
Deprecated: str_replace(): Passing null to parameter #3 ($subject) of type array|string is deprecated in /home/admin/web/phinance.ru/public_html/foot.php on line 25