Критика налоговой политики
Во-первых, в украинской налоговой политике отсутствует целенаправленность. К налоговой системе относятся разнообразные, временами противоречивые (несовместимые) требования: обеспечение финансовой стабилизации, стимулирования развития производства, выравнивания условий ведения хозяйства разных хозяйничающих субъектов, преодоления инфляции, активизация инновационно инвестиционной деятельности, сокращения налогового груза и тому подобное, что делает ее нелогичной, создает трудности в управлении финансами. Много по этим вопросам раньше решалось разными финансовыми и нефинансовыми инструментами государственного влияния.
Причиной отсутствия целенаправленности налоговой политики является нечеткость экономической доктрины страны, которая должна лежать в основе разработки налоговой политики, несогласованность отдельных элементов экономической политики (структурной, инновационной, инвестиционной, бюджетной и тому подобное).
В відлагодженій налоговой системе реализуются все функции налогов, однако в каждый определен момент соответственно с заданиями, которые стоят перед страной, приоритет отдается или воспроизводительной, или стимулирующей (регулирующей) функциям. Нынешней налоговой системе Украины присущий в основном фискальный характер, который утруждает реализацию заложенных в налоге стимулирующего и регулирующей принципов. Отсутствует дифференциация ставок налогов (особенно на прибыль предприятий). Одинаковые налоговые ставки установлены для тех, кто создает добавленную стоимость, и тех, кто ее перераспределяет. Налоговая система выступает как самодвижущая сила, не обеспечивая реализацию экономической политики государства.
Во-вторых, структура налоговой системы неадекватная рыночной экономике. Подавляющая часть налогов платится юридическими лицами, в отличие от стран с рыночной экономикой, где основными налогоплательщиками выступают физические лица. Это связано с тем, что принципиальная модель налоговой системы Украины формировалась на базе структуры доходов хозяйничающих субъектов, которые сложились в рамках экономики командно административного типа. Эта модель предусматривала, что: 1) основная масса облагаемого налогом дохода формируется в государственном секторе экономики; 2) основными налогоплательщиками выступают юридические лица; 3) основным источником налоговых поступлений является промышленность (сельскохозяйственное производство имеет налоговые льготы, сектор услуг незначителен, роль строительства и других сфер материального производства небольшая); 4) основными налогами являются непрямые налоги, а прямые налоги имеют вспомогательный характер. Переход к экономике рыночного типа влечет существенные изменения в структуре ВВП, которые должны отобразиться на структуре налоговых поступлений в бюджет.
Назад |
Далее
Связанные страницы:
1
Правовые акты2
Предпринимательский капитал3
Специальные экономические зоны4
Инностранные инвестиции5
Механизм деления налогов6
Конгломераты7
Экономическое прогнозирование
Warning: Trying to access array offset on null in
/home/admin/web/phinance.ru/public_html/function.db.php on line
36
Deprecated: str_replace(): Passing null to parameter #3 ($subject) of type array|string is deprecated in /home/admin/web/phinance.ru/public_html/foot.php on line 25