Дефицит бюджета
В странах, которые развиваются, частица государственных расходов в ВВП сократилась с 25 % в начале 1990-х годов до 20 % в середине 1990-х годов. В 1980-ые годы эти страны также столкнулись с проблемой бюджетного дефицита, который приобрел стойкий структурный характер, и растущий государственный долг.
Переходные экономики отмечаются еще большим разбросом частицы государственных расходов и разнообразием динамики ее изменения. В этих странах в зависимости от уровня экономического развития наблюдается 2 равных доли государственных расходов в ВВП: в странах
Восточной Европы она близка к среднеевропейской, составляя 50 % ВВП, а в менее развитых странах (СНГ, Китае и Вьетнаме) - 20-30 % ВВП.1 Практически повсюду в ходе перехода к рынку этот показатель упал, но снижение его шло медленно через значительные государственные расходы на финансирование структурных реформ. При этом только в странах Восточной Европы удалось обеспечить высокий уровень налоговых поступлений в бюджет. Однако даже в этих странах система налогообложения недостаточно эффективна, а относительно высокие ставки налогов ложатся тяжелым грузом на производство, особенно на новый частный сектор, который неминуемо сопровождается ростом "тіньової-" экономики."
В Украине, где реален ВВП на душу населения находится на уровне среднего аналогичного показателя в странах, которые развиваются, уровень расходов бюджета к ВВП резко колебался от 38,2 % в 1992 г. до 52,4 % в 1994 г., а начиная с 1994 г. снижался и в 1999 г. составлял 26,9 %. Налоговые поступления не обеспечивают покрытия расходов бюджета. Дефицит бюджета в 1999 г. составлял 1,5 % от ВВП. Невзирая на то, что по сравнению с 1992 г. дефицит бюджета снизился более чем в 9 раз, эта проблема остается острой и доныне, поскольку высокие уровни этого показателя в предыдущие годы повлекли нагромождение значительного объема государственного долга, погашение которого нуждается в увеличении доходов бюджета, а значит и налоговых поступлениях.
Налоговый груз неравномерно распределен между юридическими и физическими лицами. В 1999 г. частицы налога на прибыль предприятий и подоходного налога из населения в доходах Сведенного бюджета составляли соответственно 19,7 и 13,7 %. За 1992-1999 гг. при снижении частицы налога на прибыль в доходах бюджета на 3,0 процентных пункта, частица подоходного налога из населения выросла на 1,5 процентных пункта. Это свидетельствует о некоторых позитивных сдвигах в соотношении между налогообложением юридических и физических лиц, хоть осуществляются они слишком медленно. Причиной этого является то, что сегодня облагаются налогом в основном денежные доходы населения в виде заработной платы, которая в 1998 г. составляла 48,2% от общей суммы денежных доходов." Относительно других доходов граждан, то из-за отсутствия достоверных данных об этих доходах они, как правило, не подлежат налогообложению или облагаются налогом не полностью. Да, при ввозе иностранных товаров так называемыми "челноками" налоговая нагрузка меньше обычного в два и больше раз (с учетом таможенных льгот, контрабанды и реализации товаров на неорганизованных рынках). В результате неполного налогообложения совокупных доходов граждан налоговая нагрузка на их денежные доходы не испытывает существенных изменений.
Назад |
Далее
Связанные страницы:
1
Имущественные права2
Ордерные ценные бумаги3
Акции, собственники акций4
Обыкновенные, привилегированные, кумулятивные акции5
Именные акции и акции на предъявителя6
Номинальная и безноминальная акции7
Платные и бесплатные (премиальные) акции
Warning: Trying to access array offset on null in
/home/admin/web/phinance.ru/public_html/function.db.php on line
36
Deprecated: str_replace(): Passing null to parameter #3 ($subject) of type array|string is deprecated in /home/admin/web/phinance.ru/public_html/foot.php on line 25