Налоговый груз
Общепринятой методики вычисления уровня налогового груза не существует. Еще в XVIII ст., когда впервые был поставлен этот вопрос, делались попытки путем сложных расчетов определить ту частицу свободного дохода, которая могла быть направлена на удовлетворение государственных расходов без вреда для народного хозяйства. Эта частица, по разным расчетам, колебалась от 2/3 до 1/10 национального дохода в зависимости от характера расходной части государственного бюджета.
Многочисленные исследования вопроса относительно отношения бюджета к народному доходу обобщил А. Вагнер. Он пришел к выводу: чем выше непосредственная экономическая ценность государственных услуг, чем больше эти услуги способствуют производительным силам и чем больше абсолютный свободный национальный доход, то есть доход, который остается после удовлетворения самых необходимых материальных потребностей населения, в конечном итоге, чем большая часть чистого дохода изымается из государственно хозяйственных предприятий, тем более высокими могут быть государственные расходы и в абсолютной сумме, и относительно национального дохода."
Российский исследователь К.Ф. Шмелев в понятие налогового груза включал два элемента: 1) груз обкладки и 2) давление, которое делается народному хозяйству в целом или отдельным единичным хозяйствам, его составляющим в результате принудительных налоговых исключений. Он предлагал груз обкладки рассчитывать как фактическую сумму принудительных собраний и платежей из населения, включая фактическую стоимость взыскания налогов. Для определения влияния налогового груза на частные хозяйства и народное хозяйство в целом применялся статистический метод, согласно с которым необходимо было выполнить следующие расчеты: 1) подсчитать налоговый груз; 2) распределить его между главными группами населения; 3) отнести его к народнохозяйственным показателям, которые бы позволяли установить тяжесть обкладки (в % к национальному доходу, на душу населения, на одно хозяйство как относительно всего населения, так и его отдельных групп). Недостатки этого метода заключались в сложности подсчета налогового груза, в неточности и грубых подходах при делении налогов между отдельными группами населения. Западные ученые-финансисты ставили под сомнение правильность расчетов относительно налогового груза, поскольку при этом, как они считали, не учитывается возможность перекладності налогов. Понимание же перекладності только как "некоторой тенденции" не допускало точного количественного определения налоговых сумм и частей, которые падали на отдельные группы населения в результате переложения. Потому финансовая наука начала расчеты сравнительной тяжести обкладки. В частности, проводились расчеты относительного налогового груза в разных странах, определяя его путем сравнения средних подушных квот груза обкладки всего населения с подушными квотами национального дохода в каждой стране (% груза к национальному доходу).
Назад |
Далее
Связанные страницы:
1
Структуризация и деструктуризация2
Механизм структурной политики3
Функции налогов4
Теоретические основы налогообложения
Warning: Undefined array key 432 in
/home/admin/web/phinance.ru/public_html/conten.php on line
32
Warning: Undefined array key 432 in
/home/admin/web/phinance.ru/public_html/conten.php on line
32
5
Warning: Undefined array key 433 in
/home/admin/web/phinance.ru/public_html/conten.php on line
32
Warning: Undefined array key 433 in
/home/admin/web/phinance.ru/public_html/conten.php on line
32
6
Warning: Undefined array key 434 in
/home/admin/web/phinance.ru/public_html/conten.php on line
32
Warning: Undefined array key 434 in
/home/admin/web/phinance.ru/public_html/conten.php on line
32
7
Warning: Trying to access array offset on value of type null in
/home/admin/web/phinance.ru/public_html/function.db.php on line
36
Deprecated: str_replace(): Passing null to parameter #3 ($subject) of type array|string is deprecated in /home/admin/web/phinance.ru/public_html/foot.php on line 25