Теория предложения и монетаризм
Согласно взглядов представителей неоклассической теории (Г. Солоу, Г. Фридмен, Г. Хезлит, Д. Роббинсон, Дж. Мид), которая базируется на концепции налоговой нейтральности, современная (для их времени) экономика самонастроюється, а государственное вмешательство допускается лишь в определенных границах. Налоговая политика должна помогать сбалансировать рост производства, спрос и предложение, подчиняясь рыночному хозяйству. Да, Дж. Мид, который построил неоклассическую модель, отводил государству лишь непрямую роль в регуляции экономических процессов, считая государство дестабилизировавшим фактором с ограниченным ростом ее расходов. Внешние корректирующие мероприятия должны быть направленные лишь на то, чтобы устранить преграды, что мешают действия законов свободной конкуренції.2
В неоклассической теории широкое развитие получили два направления: теория предложения и монетаризм. Теоретики экономики предложения (А.Леффер, Р.Мандаль, Дж.Гільдер, М.Фелдстайн, Уейденбаум, Г. Шмольдерс, М.Берне, Г.Стайн и др.) разделяли мысль относительно негативного влияния государственного вмешательства в економіку.
На их взгляд, систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ее политика доходов, занятости, социального обеспечения оказывает разрушительное влияние на экономику. Такое вмешательство отбрасывается, а роль государства ограничивается осуществлением политики, которая способствует свободной хозяйственной деятельности, а также поддержке необходимого уровня денежной массы, проведению кредитных мероприятий, ограничению социальных расходов. Сторонники теории предложения категорически отбрасывают идею наращивания бюджетных расходов для стабилизации или формирования спроса, квалифицируя ее как фактор дестабилизации экономики и подталкивания инфляции. Не воспринимая политику бюджетной экспансии, они выступают за сбалансированный бюджет, оздоровление финансов.
Авторы теории предложения отрицают идею использования налогов как средству антициклического действия на экономику. Прогрессивно растущий налог на доходы отдельных личностей и корпораций рассматривается как препятствование для роста сохранений, а следовательно, и новых капитальных вложений, наращивания деловой активности, стойкого экономического роста. При этом выдвигается требование относительно радикального снижения предельных налогов и ставок, сокращения степени прогрессивности налогообложения доходов. Такие мероприятия рассматриваются как эффективное средство стимулирования частной инициативы, создания благоприятных условий для поддержки деловой активности на основе неограниченного рыночного саморегулирования, расширения инвестиций и оптимального долгосрочного темпа экономического роста. Ключом к решению наиболее острых экономических проблем считается стимулирование широкой частной инициативы и частного предпринимательства, а важнейшим рычагом их стимулирования - снижение налоговых ставок и предоставление налоговых льгот привилегий корпорациям. Только через стихийный рыночный механизм и всевозможное повышение предложения, по утверждению сторонников этой теории, возможно обеспечить эффективное использование ресурсов и стимулировать спрос на продукцию. Любое увеличение бюджетных расходов на эти цели отбрасывается, как и повышение расходов на социальные потребности. Бюджетный дефицит как один из негативных показателей состояния экономики предлагалось устранить. При этом подчеркивалось значение экономии государственных расходов и сбалансированности бюджета. Исходя из существования тесной связи между инфляцией и растущими государственными расходами, сторонники этой теории считали эту связь двойной: 1) постоянный рост бюджетного дефицита тянет за собой монетаризацію государственного долга; 2) влияние тяжелого налогового груза на факторы предложения (труд, сохранение и инвестиции). В этой связи, по их мнению, сокращение государственных расходов должно было способствовать борьбе против инфляции и в то же время создать условия для успешного осуществления налоговой реформы. Кроме того, значительное увеличение социальных расходов - результат экономической политики демократических партий - означает направление большей части ресурсов на потребление, уменьшает возможность экономического роста. Отсюда - сокращение государственных расходов следует начинать, в первую очередь, из расходов на социальные программы.
Назад |
Далее
Связанные страницы:
1
Учетная функция цены2
Распределительная функция3
Стимулирующее влияние цены на производство4
Балансирующая функция цены5
Ценоформирование6
Расходы и их роль в формировании цены7
Себестоимость
Warning: Trying to access array offset on value of type null in
/home/admin/web/phinance.ru/public_html/function.db.php on line
36
Deprecated: str_replace(): Passing null to parameter #3 ($subject) of type array|string is deprecated in /home/admin/web/phinance.ru/public_html/foot.php on line 25